Космонавтика. Справочный. Гражданская авиация. Происхождение и катастрофы

Гражданская авиация. Происхождение

Гражданская авиация развивалась невиданными темпами. Для того, чтобы стать одним из популярнейших видов пассажирского транспорта, затмившим железнодорожный, авиации потребовалось всего шесть десятилетий. Авиапассажиры появились в 1908 году, первый авиагруз был доставлен в 1910-м, первый чартерный рейс был совершен в 1911-м, первая авиакомпания, перевозившая пассажиров по расписанию - в 1914 году, первая стюардесса - в 1930-м, авиамаршал - в 1968-м.

1901 год. Американский изобретатель Орвилл Райт\Orville Wright совершил первый управляемый полет на летательном аппарате тяжелее воздуха. Историческое событие состоялось неподалеку от городка Китти Хок в штате Северная Каролина. Самолет Wright Flyer (его изобрели и собрали два брата - Орвилл и Вилбур\\Wilbur Райт) пролетел 36.5 метров и продержался в воздухе 12 секунд. Немедленно после этого были проведены еще три полета, один из них продолжался почти минуту. Любопытно, что изобретатели самолета, как и многие другие изобретатели, были уверены, что их детище послужит исключительно делу мира. Братья Райт верили в то, что самолет сделает возможным достижение мира во всем мире. Войн больше не будет потому, что в мире не останется безопасных мест, поэтому сильные мира сего не захотят рисковать своими жизнями. Как известно, братья Райт ошибались - причиной трагедий Герники, Дрездена и Хиросимы были самолеты.

Менее известно, что первопроходцем авиации был французский изобретатель Клемент Адер, который в 1890 году собрал самолет Eole и оснастил его паровым двигателем. В том же году, неподалеку от Парижа Eole пролетел около 50-ти метров. Однако именно самолет братьев Райт, снабженный двигателем внутреннего сгорания, стал концептуальным образцом для иных изобретателей.

1906 год. Установлен первый авиационный рекорд. Французский летчик Альберто Сантос-Дюмон поднялся на высоту 6 метров и преодолел дистанцию в 220 метров.

1907 год. Построен первый в мире аэропорт с самолетными ангарами - он находился во французском городе Исси-ле-Мулино. Американский бизнесмен Глен Куртис\Glenn Curtiss основал первую в мире авиационную компанию.

1908 год. Житель города Дайтона (США, штат Огайо) Чарльз Фарнес\Charles Furnas стал первым в мире авиационным пассажиром. Уилбур Райт прокатил друга на своем самолете: полет продолжался 29 секунд, Фарнес преодолел дистанцию в 600 метров.

Братья Райт заключили первый в мире контракт с государством. Администрация США согласилась заплатить $25 тыс. за двухместный самолет, который мог бы преодолеть расстояние в 160 км со скоростью 60 км в час. В текст контракта было включено символичное добавление "самолет должен быть способен пролететь это расстояние, не упав на землю".

Лейтенант Армии США Томас Селфридж\Thomas Selfridge стал первым пассажиром, погибшим в авиакатастрофе. Самолет, который пилотировал Орвилл Райт, потерпел крушение. Пассажир погиб, сам Райт получил тяжелые травмы.

Француженка Тереза Пелтье стала первой авиапассажиркой. Ее взял на борт своего самолета французский летчик Леон Деланардж.

1909 год. Во Франции опубликована первая в мире навигационная карта для авиаторов.

1910 год. Аэроклуб Франции выдал первую в мире лицензию пилота. В число первых 16-ти дипломированных летчиков не попал Шарль Возен (первый француз, поднявшийся в воздух на самолете), но вошли пять человек, которые вообще никогда не летали. В том же году лицензию пилота впервые получила женщина - француженка Элиз Дерош (в списке Аэроклуба она находится на 36-м месте).

В Париже начались первые в мире международные переговоры - государства Европы и Северной Америки начали обсуждать возможность создания юридического базиса для организации международных авиаперелетов.

В США впервые прошли испытания самолетной радиостанции. Канадский летчик Джек МакКарди\J.A.D. McCurdy передал на наземную радиостанцию буквально следующее: "Написана новая глава в истории авиационных достижений".

Впервые произошло столкновение самолетов в воздухе. Первое произошло в Австрии, однако оно не было официально зарегистрировано (столкнулись братья Варчаловски, результаты аварии неизвестны).

Через два месяца подобный инцидент был зарегистрирован официально и вошел в анналы авиации: под Миланом (Италия) столкнулись француз Рене Тома и англичанин Бертрам Диксон\Bertram Dikson - оба пилота выжили.

Совершен первый транспортный перелет. Американский летчик Филип Пэлмэли\Philip Palmalee перевез груз шелка из города Дэйтон в город Коламбус. Первым в мире заказчиком авиакарго стала компания Morehouse-Martens.

Американская фирма American Aeroplane Manufacturing Company впервые в мире организовала пошив формы для пилотов.

1911 год. Впервые в мире в воздух поднялась группа пассажиров числом более 10-ти человек. Самолет пилотировал французский пилот и изобретатель Луи Бреге, который доставил своих пассажиров на расстояние 5 км.

Совершен первый безостановочный международный полет с пассажирами на борту. Француз Пьер Приер совершил перелет из Лондона в Париж, дорога заняла 3 часа 45 минут.

Британский авиатор Том Сопвич\Tom Sopwith совершил первый в мире чартерный рейс. Компания Wanamaker наняла его, чтобы доставить пару очков для одного из пассажиров лайнера Olympic. Olympic вышел из гавани Нью-Йорка и отошел от берега на несколько миль, Сопвич догнал его и сбросил на палубу пакет с очками.

Начало авиапочты. Первый подобный рейс был совершен в Италии - самолет, нагруженный письмами и бандеролями, облетел три города - Болонью Венецию и Римини.

В США началась доставка авиапочты по заранее оговоренному маршруту: корреспонденцию раз в неделю начали доставлять из города Минеола в город Лонг-Айленд.

1913 год. Изобретатель Игорь Сикорский построил первый пассажирский самолет ("Русский Витязь"), снабженный туалетом. На тот момент "Русский Витязь" был крупнейшим самолетом мира, размах его крыла составлял 28 метров.

1914 год. Начало пассажирской авиации. Американская компания St. Petersburg Tampa Airboat Line впервые в мире создала расписание полетов из города Санкт-Петербург в город Тампа (расположены во Флориде, на противоположных берегах залива). Первым пассажиром, купившим подобный билет стал мэр Санкт-Петербурга - он приобрел его на аукционе за фантастически высокую цену - $400 (обычный билет стоил $5).

Начало транспортной авиации. В Юго-Западной Африке (ныне - Намибия) начались регулярные полеты самолетов, доставлявших партии алмазов из городка Карибиб (центр алмазных приисков) в Виндхук (административная столица).

1917 год. Итальянская почта впервые в мире выпустила марки авиапочты.

1918 год. Первая в мире регулярная доставка международной авиапочты организована в Австрии: корреспонденция доставлялась по маршруту: Вена - Лемберг (ныне - украинский Львов) - Краков (ныне Польша, тогда де-юре часть России) - Проскуров (ныне Украина, тогда Россия) - Одесса (ныне Украина, тогда Россия). Чуть позже к этим городам был добавлен Будапешт. В конце года, из-за распада Австро-Венгерской империи, этот сервис прекратил свое существование. 1919 год. Первая международная пассажирская авиалиния открыта между Парижем (Франция) и Брюсселем (Бельгия). Ее создала компания Lignes Aériennes Farman. Полет занимал 2 часа 50 минут. В Брюсселе впервые в мире введена практика таможенного досмотра авиапассажиров.

Впервые авиапассажирам начали предлагать напитки и холодные закуски. Лига Наций (предтеча ООН) приняла Парижскую Конвенцию, которая впервые в мире регулировала систему международных перелетов и правила регистрации летательных аппаратов.

1922 год. В США Лаборатория ВМФ\Naval Aircraft Radio Laboratory впервые провела успешные испытания радара.

1923 год. В США впервые в мире взлетно-посадочные полосы начали оснащать сигнальными огнями.

1926 год. Сформирована авиакомпания Deutsche Lufthansa - старейшая из ныне существующих компаний, занимающихся перевозкой пассажиров. В

1934 году она первой из мировых авиакомпаний перевезла миллионного пассажира.

1927 год. Впервые в мире пассажир доставлен на борту самолета через океан (Атлантический). Бизнесмен Чарльз Левин\Charles Levine перелетел из Нью-Йорка в Эйслебен (Германия).

1930 год. Американская медсестра Эллен Черч\Ellen Church стала первой в мире стюардессой. Ее наняла компания United Airlines (существует поныне). В первом рейсе стюардесса обслуживала 11 пассажиров. Два месяца спустя United Airlines приняла решение, что стюардессы должны обслуживать все их самолеты. Это объяснялось тем, что на самолетах компании пассажиров впервые в мире начали кормить горячими обедами. Первое авиаменю состояло из фруктового коктейля, жареного цыпленка, печенья, чая и кофе. В последующие годы этот опыт был подхвачен другими авиакомпаниями.

1932 год. Впервые в мире совершен "слепой" авиаперелет - летчик руководствовался исключительно показаниями пилотов (рейс совершил американский летчик Альберт Хегенбергер\Albert Hegenberger на учебном самолете).

1928 год. В Великобритании создан первый автопилот.

1939 год. На германском самолете He-178 впервые успешно испытаны реактивные двигатели.

1945 год. В Гаване (Куба) сформирована Международная Ассоциация Авиатранспорта\International Air Transport Associaition (IATA). В США создан первый в мире центр контроля за воздушным движением.

1947 год. Образована Международная Организация Гражданской Авиации\International Civil Aviation Organisation (ICAO) с штаб-квартирой в Монреале (Канада). Впервые в мире выпущен специальный бортовой журнал -Clipper (его предоставляла пассажирам американская авиакомпания Pan American World Airways (Pan-Am).

1952 год. Появление пассажирского авиалайнера в современном смысле слова - Comet 1. Он был создан во Франции.

1958 год. В Австралии исследовательская организация Aeronautical Research Laboratories впервые создала "черный ящик", который ныне установлен абсолютно на всех самолетах и фиксирует переговоры пилотов и показания приборов. В самолетах, совершавших полеты через Атлантический океан, впервые введена градация пассажирских мест. Появился эконом-класс.

1961 год. Американская авиакомпания Trans World Airlines (TWA) первой в мире стала показывать кинофильмы во время полета. Первый киносеанс был проведен во время рейса из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Причиной появления этого сервиса были взгляды тогдашнего владельца авиакомпании - эксцентричного бизнесмена Говарда Хьюза\Howard Hughes, который очень увлекался кино и сам продюсировал фильмы.

1962 год. Trans World Airlines первой в мире позволила пассажирам звонить по телефону с борта самолета (первый маршрут, где такие звонки стали доступными - Сент-Луис-Чикаго).

1968 год. В СССР выпущен первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет - Ту-144. Члены Народного Фронта Освобождения Палестины захватили пассажирский самолет израильской авиакомпании El Al и угнали его в Алжир. Это был первый в истории захват пассажирского самолета палестинской террористической группой. Пассажиры и экипаж самолета удерживались в заложниках шесть недель. После этого и подобных инцидентов во многих странах мира появились авиамаршалы, которые тайно находятся на борту самолета и призваны контролировать безопасность в салоне.

1970 год. В США выпущен первый в мире широкофюзеляжный авиалайнер - Boeing 747, по образу и подобию которого ныне производятся все большие пассажирские самолеты.

1973 год. В аэропорту Мемфиса (США) создана первая в мире система распределения багажа -багаж и иные грузы распределялись с помощью системы транспортеров.

1988 год. Американская авиакомпания Northwest Airlines впервые установила телеэкраны на спинках пассажирских кресел. Первыми были снабжены подобным сервисом самолеты, летавшие по маршруту Детройт-Токио.

Катастрофы, изменившие авиацию

Ныне полет на пассажирском самолете невероятно безопасен. Однако безопасность в буквальном смысле слова оплачена человеческими жизнями. Подсчитано, что в период с 1945 по 2001 год в авиакатастрофах погибли более 71 тыс. человек. Некоторые катастрофы кардинально изменили подходы к обеспечению безопасности полетов авиалайнеров.

По данным исследования, проведенного в Массачусетском Технологическом Институте\Massachusetts Institute of Technology, риск пассажира погибнуть в авиакатастрофе на внутренних авиалиниях индустриально развитых стран составляет 1к 8 млн. В развивающихся странах на внутренних рейсах эта вероятность повышается до 1 шанса из 500 тыс. Риск гибели пассажира во время международных перелетов между индустриально развитыми странами составляет 1 на 5 млн. Международные авиарейсы между развивающимися и развитыми странами мира более опасны - 1 к 600 тыс. На авиарейсах, совершаемых между развивающимися странами, риск наиболее высок - 1к 400 тыс.

1956 год.
Пассажирские самолеты авиакомпаний TWA и United Airlines вылетели из Лос-Анджелеса с промежутком в три минуты. Оба самолета направились на восток. Через 90 минут оба лайнера вышли из зоны контакта с авиадиспетчерами. Они совершали маневры над одной из достопримечательностей юго-запада США - Большим Каньоном, предположительно, чтобы пассажиры могли насладиться величественным видом. Но самолеты столкнулись - левое крыло одного протаранило хвост другого. Оба лайнера упали в Большой каньон, все 128 пассажиров и членов экипажа погибли. В итоге, США выделили колоссальную сумму - $250 млн. - на модернизацию системы контроля за воздушным движением. Два года спустя было создано правительственное Федеральное Авиационное Агентство\Federal Aviation Agency (ныне - Администрация\Administration), которое начало контролировать систему воздушной навигации, связи и контроля. В результате, столкновений между авиалайнерами в США не происходило на протяжении 47-ми лет. 1978 год.

Самолет авиакомпании United Flight со 181 пассажиром на борту подлетал к аэродрому города Портленда, когда обнаружилось, что у него не полностью выпускаются колеса. Капитан, который был обязан взять инициативу на себя, растерялся и не мог придти к какому-то решению. В итоге, у лайнера кончилось топливо и он рухнул на пригород Портленда, убив 10 местных жителей.

В результате, была изменена система подготовки членов экипажей и изменена иерархия власти на борту. Принцип "командир самолета - Бог" ушел в прошлое: решение должно приниматься в результате обсуждения проблемы всеми членами экипажа, с обязательным учетом мнения бортинженера и центра управления полетом.

1983 год.
Самолет авиакомпании Air Canada совершал полет из Далласа в Торонто. Внезапно пассажир сообщил, что в заднем туалете чувствуется сильный запах дыма. Минутами позже салон самолета был полностью задымлен, дым проник и в кабину. Самолет попытался совершить аварийную посадку в Цинциннати, причем пилоты управляли вслепую, из-за дыма не видя показаний приборов. Самолет успешно приземлился, однако экипаж не успел открыть двери - огонь охватил лайнер. В результате, погибли 23 из 36 человек, находившихся на борту.

В итоге, все самолеты стали оснащать детекторами обнаружения дыма, системами автоматического пожаротушения и респираторами. Над проходами и дверями появились электрические указатели, показывающие пассажирам направление движения в случае экстренной эвакуации. С 1988 года при оборудовании салонов самолетов стали использовать менее пожароопасные материалы.

1985 год.
Самолет авиакомпании Delta заходил на посадку в аэропорт города Далласа. В городе шла гроза, и самолет стал жертвой мощного удара ветра - в результате, скорость лайнера резко упала, а курс изменился. Лайнер упал на шоссе, раздавив проезжавший автомобиль с пассажиром, после чего врезался в одно из зданий аэропорта. 134 из 163-х человек на борту самолета погибли.

После этого были начаты крупномасштабные научные исследования, занявшие семь лет. В результате, с середины 1990-х годов все самолеты стали оснащать детекторами, определяющими скорость и направление ветра. С тех пор в мире произошла лишь одна катастрофа, вызванная действием ветра.

1986 год.
Существовавшая на тот момент система контроля за авиатраффиком учитывала только большие самолеты. Это стало причиной трагедии: на посадку в аэропорт Лос-Анджелеса заходил четырехместный Piper Archer - диспетчеры не догадывались о его присутствии. В итоге, самолетик врезался в лайнер Aeromexico, который приземлялся на ту же посадочную полосу. Оба самолета потеряли управление, пролетели еще около 30 км и упали. Погибли 82 человека, 15 из них находились на земле.

В итоге, самолеты малой авиации были оснащены тем же электронным оборудованием, что и большие лайнеры. Это позволяет информировать диспетчеров об их местоположении, скорости и направлении движения. В свою очередь, авиалайнеры получили датчики предупреждения о возможном столкновении, которые подают сигнал тревоги, когда по ходу полета лайнера появляется какой-либо объект. С тех по в США подобных катастроф не происходило.

1988 год.
Самолет авиакомпании Aloha перевозил пассажиров с гавайского острова Хило в Гонолулу. Внезапно часть обшивки самолета была сорвана потоками воздуха. Экипаж лайнера произвел экстренную посадку. К счастью, единственной жертвой был стюард, которого выбросило из самолета.

Результаты экспертизы показали, что самолет "устал". В итоге, в мире были введены более жесткие меры контроля за безопасностью самолетов, которые обязаны чаще проходить инспекции и ремонты. После этого в США произошел лишь один подобный случай.

1994 год.
Самолет авиакомпании USAir заходил на посадку в аэропорт Питсбурга. Внезапно он резко изменил направление движения, завернул в сторону и врезался в землю (выживших на его борту не было - погибли 132 человека). Было определено, что по неизвестным причинам элероны хвоста самолета находились крайнем левом положении: компания-производитель Boeing обвинила во всем пилотов, USAir - обвиняла Boeing. Пять лет исследований позволили сделать вывод, что причиной был сбой в системе управления: пилот жал на правую педаль, но самолет поворачивал влево. В итоге, была введена более жесткая система контроля за качеством систем управления, они стали проходить более жесткие тесты.

1996 год.
Самолет авиакомпании TWA, направлявшийся из Нью-Йорка в Париж, взорвался в воздухе по неизвестной причине. После изучения обломков лайнера была исключена версия теракта или ракетной атаки. Эксперты пришли к выводу, что причиной катастрофы стал полупустой топливный бак. Вероятно, что плохо изолированные электрические провода стали причиной искры, которая воспламенила остатки топлива, результатом чего и стал взрыв.

В итоге, авиапроизводители изыскали способы предотвращать образование искр. В свою очередь, компания Boeing создала систему, которая заполняет топливные баки инертным газом, что должно снизить вероятность взрыва. С 2008 года эта и подобные системы будут устанавливаться на всех пассажирских самолетах.
 
Источник: Washington ProFile